Roscamps

Тренды и тенденции в сфере детского отдыха

Исходя из полученных статистических данных и проведенных самостоятельных исследований, нами были отслежены тренды и выявлены тенденции сферы детского отдыха РФ. 

Применительно к сфере детского отдыха мы определяем тенденции как явления экономического развития сферы, относящиеся к количественным и качественным показателям (количество объектов детского отдыха, численность отдохнувших детей, стоимость и содержание продукта/услуги и т.д.)

В то же время, мы рассматриваем тренды как явления, свойственные покупательскому спросу, развитию тех или иных форм детского отдыха и оздоровления, направленности программ и т.д. Тренд скорее относится к спросу на тот или иной товар (услугу) и его удовлетворению.

Таким образом, мы будем рассматривать тенденции, как явления, свойственные процессу развития сферы детского отдыха, а тренды – как явления рыночного порядка в диаде «спрос-предложение»

Тенденции в сфере детского отдыха

Основными тенденциями сферы детского отдыха в плане её развития на основе полученных статистических данных и проведенных исследований являются:

  1. Тенденция на постоянное (ежегодное) уменьшение количества объектов детского отдыха и оздоровления в Российской Федерации (данные отслежены с 1990 года). При росте рождаемости такая тенденция весьма негативна, так ведет к дисбалансу количества детей школьного возраста в РФ и количества детей, отдохнувших в организациях детского отдыха (Рисунки 1-5, табл. 3);
  2. Тенденция на уменьшение процентного соотношения отдохнувших детей в лагерях всех форм к общему количеству детей в РФ. (Рисунок 6 и таблицы № 7,8). Данная тенденция в качественном выражении снижает охват детей школьного возраста организованным детским отдыхом и оздоровлением (коэффициент оздоровления);
  3. Тенденция на резкое сокращение количества палаточных лагерей и количества детей, в них отдохнувших (…% за два года);
  4. Тенденция на резкое сокращение количества санаторно-оздоровительных лагерей и количества детей, в них отдохнувших (32,2% за два года). Это идёт вразрез с крайней необходимостью срочного увеличения количества санаторно-оздоровительных лагерей из-за катастрофически плохого состояния здоровья современных детей, а также необходимостью возвращения данной категории детских лагерей под юрисдикцию Министерства просвещения РФ;
  5. Тенденция на уменьшение продолжительности смен (количество дней отдыха на одного ребенка в год) в организациях детского отдыха и оздоровления РФ;
  6. Тенденция на увеличение стоимости услуг организаций детского отдыха и оздоровления в РФ, особенно в сегменте ведомственных и частных детских лагерей (Табл. № 1, раздел 8);
  7. Тенденция снижения затрат на организацию отдыха и оздоровления одного ребенка за счет уменьшения продолжительности смены в детских лагерях;
  8. Тенденция на увеличение регионами показателей отдохнувших детей при сокращении количества объектов детского отдыха и уменьшении количества дней отдыха на одного ребенка в год. 
  9. Тенденция на постоянное ужесточение требований, увеличение и без того избыточных нормативных требований и дальнейшую регламентацию деятельности организаций детского отдыха и оздоровления (количественные и качественные показатели);
  10. Тенденция нарастающего дефицита рабочей силы (трудовых ресурсов) в сфере детского отдыха при сохраняющемся невысоком уровне безработицы в РФ (3,9% на июнь 2022 г.);
  11. Тенденция роста настроений и фактов потребительского отношения среди детей, отдыхающих в организациях детского отдыха и их родителей. Часто эти настроения переходят в формы потребительского экстремизма – заведомого желания и умысла причинения финансового вреда организациям детского отдыха.
  12. Тенденция увеличения количества организаций, реализующих собственные программы детского отдыха и не имеющих собственную базу размещения. Частично эти организации входят или в региональные реестры организаций детского отдыха, оздоровления и занятости или же в общероссийский реестр туроператоров РФ. Также большое количество таких организаций не входят в региональные реестры и организуют отдых детей по, так называемым, «альтернативным» и «серым схемам».
  13. Тенденция повышения внимания органов государственной власти к организации полноценного отдыха и оздоровления детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Тем более в ряде субъектов РФ уже имеются весьма успешные практики реализации программ отдыха для детей указанных категорий. Варианты организации такого отдыха – от интеграции детей-инвалидов в программы детского отдыха лагеря до проведения профильных смен для детей-инвалидов и создания специализированных мест размещения для них (или создание специальных объектов размещения под их потребности).

Наряду с имеющимися тенденциями эксперты отмечают возможность возникновения ожидаемых тенденций, а именно:

  1. Увеличение количества объектов детского отдыха и санаторно-оздоровительного отдыха (вместо резкого уменьшения данного сегмента), вызванное крайней необходимости здоровье сбережения, профилактики и коррекции здоровья современных детей в РФ.
  2. Увеличение количества палаточных лагерей (вместо резкого уменьшения данного сегмента) как одного из малозатратных, высокоэффективных и востребованных форм детского отдыха.

Тренды в сфере детского отдыха и оздоровления.

Тренды в сфере детского отдыха, как и во всех других отраслях, условно можно разделить на зарождающиеся, восходящие, собственно тренды (устоявшиеся) и нисходящие. Зарождение, развитие и жизнь тренда обусловлена массой факторов, в основе которых неизменно лежат те или иные потребности целевых групп. Глубинными драйверами возникновения или смены трендов являются постоянные изменения, происходящие в мире (стране, отрасли или сфере деятельности). Но в сфере детского отдыха тренды как в зеркале отражают явления и тенденции развития экономики, общественных отношений, науки, культуры (в том силе детских и молодёжных субкультур). Сама же сфера детского отдыха за последние двадцать лет претерпела ряд существенных изменений, но это не значит, что она стала драйвовой — изменения в ней происходят медленно. Причиной данного положения дел являются серьезные барьеры для её развития и медленное реагирование на смену условий и факторов развития со стороны организаторов детского отдыха. 

В качестве примера, можно привести ситуацию с закрытием для россиян ряда ключевых туристических направлений в 2022 году – тех, в которых ранее платежеспособные родители отдыхали со своими детьми. Совершенно очевидно, что уровень комфорта и сервиса в местах размещения был достаточно высоким. После того, как для данной категории было резко снижено (ограничено) количество направлений для отдыха за рубежом, на  рынке детского отдыха резко возросла потребность в качественном (комфортном) отдыхе детей этой категории родителей в условиях, к которым они привыкли. Итог: резкий рост поисковых запросов в сети интернет следующего содержания: «VIP-лагерь», «VIP-отдых для детей», «VIP-программа детского отдыха» и т.д. Но в РФ ничтожно мало предложений для такого узкого и затратного сегмента детского отдыха. По сути, есть запрос (спрос), а тренда (предложения) пока не существует – очень важная мысль для организаторов детского отдыха… Финансово ёмкая категория потребителей осталась без должного количества предложений. Отправив (или не осмелившись отправить) своих детей в рядовые детские лагеря данная категория родителей (и их детей) осталась в зоне неудовлетворённого спроса.

Но вполне естественно, что тренд, однажды появившись, часто перерождается в устойчивую тенденцию. Так, например, последнее десятилетие эксперты наблюдают заметный рост интереса родителей к авторским программам детского отдыха, совмещенного с обучением и развитием (познавательные программы, выходящие за рамки школьной программы: физика, химия, история, биология, экология и т.д.). Или же зародившийся 5-7 лет назад тренд на «туризм впечатлений» во взрослом отдыхе со временем привёл к резкому росту приключенческих, интерактивных, спортивно-туристических, практико-ориентированных программ детского отдыха. Два этих тренда стали устойчивой тенденцией и пользуются неизменным спросом как у детей, так и у их родителей.

Парадоксально, но очень важным моментом в деле формирования и восхождения (развития) трендов в летних сезонах 2021 и 2022 г.г. стал кешбэк. В итоге введения возврата родителям части стоимости путевок тренды оказались «размытыми» — родители зачастую приобретали путевки не в те лагеря и не на те программы, которые они хотели, а туда, где ещё остались места. Повышенный спрос в двух последних сезонах отмечают практически все руководители детских лагерей и туроператорских компаний. Отследить же успешность продаж (в том числе ранних, когда до начала летнего сезона в марте-апреле летних путевок в тот или иной лагерь уже нет) в тот или иной по своей направленности лагерь очень сложно. Тем не менее, по мнению экспертов Фонда развития детских лагерей в первую очередь заканчивались путёвки в наиболее востребованные, «топовые», «трендовые» лагеря. Они и без программы детского кешбэка всегда заполнялись успешно, несмотря на высокую стоимость путевок в них.

Ещё одним важным моментом в формировании и развитии трендов является то, что трендвотчингом и трендсеттингом занимаются, как правило, частные, а иногда и ведомственные лагеря, те, для кого важно быть в гуще событий, формировать оригинальный продукт и привлекать под него свои клиентские потоки. Это является для них залогом успешного развития и финансового благополучия. То есть, по сути, они являются лидерами изменений и сами формируют тренды – это лидеры отрасли, за которыми идут другие детские лагеря или организации сферы детского отдыха. Адресов подобного инновационного опыта в РФ не так уж и мало, но они не удовлетворяют повышенный спрос взыскательных клиентов.