Roscamps

Место и роль детского отдыха в образовательной системе государства

Вот уже более века в современной педагогической реальности России, впрочем, как и многих других стран, заметное место занимают детские лагеря. Еще с советских времен исследованию различных проблем, связанных с детскими лагерями посвящены тысячи статей в научных сборниках, сотни диссертационных исследований, учебных пособий. Есть даже монографии по тематике детского лагеря. Все эти научные труды были посвящены различным темам организации жизнедеятельности в системе детского отдыха и оздоровления. Например, психолого-педагогические условия жизнедеятельности временных детских коллективов были так или иначе затронуты в работах Ю.В.Бураковой, К.Н.Волкова, Т.Н.Говорун, О.С.Газмана, Л.Н.Кленевской, В.Ф.Матвеевой, И.Г.Доценко, П.Н.Дербенева. Особенности социального воспитания и приобретение социального опыта в детском лагере освещены в исследованиях В.П.Бедерхановой, Б.В.Куприянова, А.И.Тимонина, Д.Ю.Лебедева, Л.И.Тимониной, А.И.Кивилевича. Вопросы лидерства и коллективообразования освещены А.Г.Кирпичником, В.Г.Ивановым, А.И.Баштинским, Л.И. и А.Л.Уманскими. Целая плеяда исследователей изучала возможности детского лагеря и его воспитательное воздействие (нравственное, эстетическое, патриотическое, экологическое и др.) на подрастающее поколение: Б.Л.Гиндис, З.И.Лаврентьева, Г.С.Суховейко, С.А.Шмаков, О.В.Майорова, Л.С.Савинова, И.Г.Николаева, Е.М.Рыбинский, А.И.Рябинин и др.   

География, тематика и время проведения данных исследований обширны. Но, тем не менее, все они рассматривают детский лагерь в основном в педагогическом ракурсе, реже – в психологическом, иногда – с точки зрения менеджмента. Такое положение дел справедливо, обосновано и привычно с точки зрения традиционных научных подходов. 

Эксперты Фонда развития детских лагерей считают, что детский лагерь как феномен необходимо рассматривать с точки зрения социокультурного подхода и, в первую очередь, рассматривать его как уникальный социокультурный феномен. Именно с точки зрения социокультурности возможно увидеть уникальность данного феномена, его самобытность и непохожесть на все другие педагогические или организационные системы, явления действительности. Уникальное явление на стыке культуры и социальной жизни  общества – что может быть интереснее, заманчивее и перспективнее! 

С точки зрения феноменологии детский лагерь, как и любой другой феномен, обладает всеми присущими признаками феномена. К таким признакам мы относим: наблюдаемость; устойчивость черт и характеристик (даже при их переменных); факторы, влияющие на  феномен, а также влияние самого феномена на что-либо (кого-либо). И естественно, что мы видим связи данного феномена с явлениями мира и самим миром. Проявляется это в том, что создана и развивается мощная субкультура детского лагеря – она подпитывается извне и выдает обратно оригинальный продукт – воспитательные программы того или иного лагеря, социальные проекты, ценности и т.д. Более того данная субкультура демонстрирует миру различные стороны и формы своего существования. Важнейшим составным элементом этой субкультуры является корпоративная культура детского лагеря – явление настолько уникальное и своеобразное, что этому необходимо посвятить не одно научное исследование.  

Если говорить более подробно, у феномена под названием «Детский лагерь» есть своя история (мощный исторический шлейф), организационно-педагогическое устройство, система ценностей, символы и атрибуты, закономерности и перспективы развития, неплохая теоретическая база (описательная, практическая и научная) и т.д. Более того, у данного феномена есть даже свои кумиры и гуру, отцы-основатели, апологеты и даже оппоненты и противники.

Во введении мы уже указывали, что данный феномен явно недооценён как исследователями, так и практиками, отдельными гражданами и сообществами. Причина недооценённости весьма банальна: в обществе сложился весьма своеобразный стереотип восприятия детского лагеря. С одной стороны, большинством он рассматривается как некая досужая сущность, легкий вариант времяпрепровождения досуга детей, что-то не очень серьёзное и не заслуживающее пристального внимания и не более того.

С другой стороны детский лагерь рассматривается в обыденном сознании как зона риска, дискомфорта, опасности. Такое отношение формировалось десятилетиями и в этом есть «заслуга» и самих недобросовестных организаторов детского отдыха, и государственного подхода к сфере, когда детских лагерь рассматривался  как полноценная, самодостаточная и самостоятельная педагогическая система. Кроме того, особый вклад к формированию отношения к организованному детскому отдыху внесли и вносят средства массовой информации, которые освещают деятельность детских лагерей через призму единичных негативных фактов. 

Данный подход типичен для многих социальных групп, например:

– исследователи педагогических или организационных систем;

– педагоги всех уровней, работающих в «нелагерных» педагогических учреждениях; 

– представители органов власти и люди, принимающие решения о развитии сферы детского отдыха;

– родители, чьи дети уже отдыхали в лагере или собираются поехать в него впервые;

– сами дети, которые рассматривают лагерь как увеселительный вариант проведения своего каникулярного времени.

Достойное признание уникальности детского лагеря ещё впереди, и мы должны сделать всё от нас зависящее, чтобы отношение общества, власти и профессионалов-педагогов к детскому лагерю изменилось кардинально и как можно быстрее – он этого заслуживает. По нашему глубокому убеждению современный детский лагерь – это вполне самодостаточный, самостоятельный и полноправный сегмент образовательной системы нашего государства, имеющий мощнейший воспитывающий и развивающий потенциалы. 

Современное лагерное движение в общем и сам детский оздоровительный лагерь, уже давно стали феноменом, ждущим своего комплексного, скрупулезного и всестороннего изучения.  

Величайшим заблуждением многих педагогов, в том числе и некоторых организаторов детского оздоровительного отдыха, является то, что они рассматривают детский лагерь узко, утилитарно – только лишь как учреждение, призванное удовлетворять потребность населения в оздоровлении или отдыхе детей. Также традиционно принято считать лагерь исключительно учреждением дополнительного образования. Данные подходы верны лишь отчасти.

Несомненно, детский лагерь, в той или иной мере, несет на себе эти функции. Но этих функций намного больше – детский лагерь всегда был и остается мощным психолого-педагогическим инструментом в организации воспитания, развития и личностного роста детей. В данном контексте уместно выделить функции, которые выполняет детский лагерь в системе современного образования (соглашаясь с теми, кто относит лагерь к системе дополнительного образования):

  1. Воспитательная – формирование и закрепление свойств личности, черт характера, норм поведения, особенностей и культуры межполового взаимодействия: 
  2. Обучающая – просвещение, дополнительное образование, профильное образование, практико-ориентированное обучение; 
  3. Развивающая – развитие конструктивных личностных качеств,  навыков жизни и работы в команде сверстников, развитие способностей, освоение новых видов деятельности, личностный рост;
  4. Оздоровительная – укрепление и повышение иммунитета организма, повышение сопротивляемости к болезнетворным и неблагоприятным факторам, развитие силы, выносливости и двигательных способностей, устранение последствий стрессовых и болезненных состояний (реабилитация), восполнение дефицита физиологических потребностей, улучшение физического и психического самочувствия;
  5. Социализирующая – усвоение норм и правил общественного поведения, эффективного общения и коммуникации, развитие общей культуры и основ субкультур (молодежных), этических эталонов, нравственности.
  6. Адаптивная – развитие навыков организации взаимодействия в новом коллективе, навыков установления отношений с новыми детьми и новыми взрослыми, нахождения без присмотра и воздействия родителей, включения в новую деятельность;
  7. Рекреационная – релаксация, восстановление и развитие физических и душевных сил, мобилизующая смена обстановки, компенсация за счет перераспределения активности, освоение новых видов деятельности.
  8. Корректирующая – коррекция и исправление негармоничного развития, дефектов поведения, компенсация недостающих возможностей, личностный рост.
  9. Смыслообразующая – основанная на формировании и развитии у детей представлений о себе, окружающем мире и своем месте и предназначении в жизни.     

В связи с этим необходимо отметить, что ряд исследователей лагерного движения правомерно считает детские лагеря наиболее перспективной и эффективной формой организации каникулярного отдыха детей и их оздоровления (А.А.Данилков и Н.С.Данилкова, Б.А.Дейч, Б.В.Куприянов, И.И.Фришман и др.). Воспитательный и развивающий потенциал детского оздоровительного лагеря на современном этапе развития российской педагогики (в том числе и школьной) очень часто является более мощным и эффективным, чем воспитательный и развивающий потенциал школьной системы образования. Совершенно очевидно, что речь идет о нормально функционирующем детском лагере, о лагере, имеющем слаженную команду, профессионально разработанную программу (как программу своего развития, так и актуальную, востребованную и оригинальную психолого-педагогическую программу деятельности). Совершенно очевидно, что мы говорим о насыщенной, динамичной, разнообразной деятельности в рамках современной психолого-педагогической программы того или иного детского лагеря. И мы подразумеваем при этом включенность в эту программу самих детей как полноправных субъектов педагогического процесса (интерактивность). Очень часто за 21 день лагерной смены ребенок с точки зрения своего воспитания и развития берет для себя намного больше, чем за весь учебный год в школе.

Справедливости ради стоит заметить, что в лагере ребенок может получить и негативный опыт, научиться вредным привычкам, познакомиться с дурной компанией и т.д. Но это возможно лишь в том случае, когда вся жизнь лагеря пущена на самотек, не запрограммирована на эффективную конструктивную деятельность и коммуникацию.  Именно продуманная, динамичная, конструктивная система жизнедеятельности и есть основа, стержень всей воспитательной системы лагеря – это то, что отличает детский лагерь как особую и самобытную педагогическую систему от других систем.

Ещё один важнный момент, касающийся роли и места организаций отдыха детей и их оздоровления связан с социально-экономическими аспектами, а именно:

– детские лагеря являются достаточно выгодными предприятиями с точки зрения влияния на экономику региона, муниципального образования в котором они расположены и ведут свою хозяйственную деятельность: производство и реализация продуктов питания и необходимых расходных материалов (оборудование, строительные материалы и т.д.), товарооборот, финансовые потоки, налоги;

– очень часто крупные детские центр становятся основным градообразующим центром (предприятием) для небольших населенных пунктов (деревни, села, поселки);

– организации и объекты сферы детского отдыха являются местом привлечение трудовых ресурсов (квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы), снижая уровень безработицы, а порой привлекая трудовые ресурсы других регионов;

– очень часто детские лагеря становятся центром или точкой не только экономической, но и культурной жизни – дети близлежащих населенных пунктов могут в межсезонье посещать объекты спортивной, воспитательной, культурной инфраструктуры лагеря.

– известны случаи, когда детский лагерь, получив медицинскую лицензию, вёл прием населения как фельдшерский пункт (по программам ОМС).