Roscamps

Анализ состояния сферы детского отдыха

Из полученных данных и исследований состояния сферы детского отдыха и оздоровления в РФ можно сделать вывод, что она на сегодняшний день переживает достаточно сложный этап. Говорить о её развитии можно весьма условно, так как большинство параметров и показателей при глубоком анализе ситуации показывают стагнацию системы.

Если рассматривать сферу детского отдыха как социально-экономическую систему, то в ней просматриваются явные признаки кризиса данной системы. 

Предкризисное состояние сферы было отмечено экспертами ещё в 2018-2019 г.г. В 2020 году предкризисная ситуация была осложнена введением прямого запрета на деятельность детских лагерей и последовавшими за этим ограничениями, введенными в связи с распространением пандемии коронавируса. 

В 2022 году для ряда организаций детского отдыха Краснодарского края, республики Крым и приграничный с Украиной областей усугубилась в связи с проведением специальной военной операции в Донбассе. В эти регионы часть родителей опасаются отправлять своих детей и возникли трудности с доставкой детей в связи с временным ограничением полетов в ряд южных аэропортов.

Вернемся к сути вопроса: по определению специалистов кризис – это режим функционирования системы, в котором её контрольные параметры настолько далеко выходят за обозначенные системой управления допустимые пределы, что система оказывается или почти полностью непригодной к применению по назначению или на грани гибели.

Системный кризис — это такая разновидность кризиса, которая,

– во-первых, порождается самою же системой; 

– во-вторых, не может быть преодолена на основе собственных ресурсов системы — как информационно-алгоритмических, так и материально-энергетических.

Кризис – это обратимое явление, он приводит или к полной перезагрузке системы (к её возрождению в новом качестве) или её краху и возникновению на её руинах новой системы.

Более того, по своим проявлениям и итогам кризис также может быть как снижением (спадом) на несколько ступеней вниз (назад), так и выходом на новую качественную ступень развития через катастрофу старой системы и создание абсолютно новой.

Данный подход дает возможность рассматривать ближайшие несколько лет развития сферы детского отдыха и оздоровления как потенциально благоприятный для полной перезагрузки системы и выведения её на новый качественный уровень.

Итак, симптомы кризиса проявляются и фиксируются в показателях и тенденциях их изменения, отражающих функционирование и развитие социально-экономической системы сферы детского отдыха и оздоровления в РФ. 

1. По оценкам экспертов Фонда развития детских лагерей кризис системы детского отдыха в РФ был спровоцирован пятью факторами
Изначальное состояние системы, которое оценивалось экспертами как предкризисное (отсутствие внятного государственного заказа и концепции (стратегии) развития данной системы, удручающее материально-техническое и финансовое состояние большинства объектов и организаций детского отдыха и оздоровления, отсутствие должного финансирования со стороны государства и субъектов РФ, отсутствие эффективной системы управления системой и т.д.).
2. Излишняя «занормированность» деятельности организаций детского отдыха и оздоровления. По мнению большинства руководителей и специалистов данных организаций в РФ нет более контролируемой и нормируемой сферы, чем детский отдых. На сегодня деятельность детских лагерей всех типов и форм собственности нормируется более чем 700 нормативным актами. Очень часто в данных нормативах встречаются юридические коллизии, когда нормативы одних надзорных органов вступают в явное противоречие с нормами других органов или Федеральными законами.

Так, например, только в марте 2021 года Минпросвещения РФ установило новый перечень нормативных правовых актов для организаций отдыха детей и их оздоровления. В перечне 97 основных законодательных и нормативно-правовых актов в сфере безопасности (в том числе пожарной) и антитеррористической защищенности. Сообщается, что перечень согласован с Минтрудом России, Минздравом России, МЧС России, МВД России, Минкультуры России, Минтрансом России, Минспортом России и Роспотребнадзором РФ. И это только документы по безопасности. К ним нужно прибавить десятки и сотни документов, попадающих под юрисдикцию Минкомсвязи, Минсельхоза, Минприроды, Росводресурса и ещё десятка министерств и ведомств.

Данная ситуация является тормозящей и блокирующей устойчивое развитие детских лагерей.

Возникновение и развитие ситуации с распространением эпидемии коронавируса и последовавшие за этим ограничения деятельности объектов детского отдыха и оздоровления

3. Изначально ошибочная оценка властными структурами и надзорными органами в лице Роспотребнадзора РФ и местных управлений Роспотребнадзора роли и места объектов сферы детского отдыха и оздоровления в преодолении распространения пандемии в РФ. Данная ошибочная оценка была также допущена рядом руководителей субъектов Федерации, которые не открыли летнюю оздоровительную кампанию в своих регионах летом 2020 г.

4. Изначальным отсутствием реальных (эффективных) мер поддержки сферы детского отдыха и оздоровления. Те меры, которые были предоставлены государством, – это просто отсрочки по налогам, которые всё равно необходимо платить (но в отложенной перспективе) или не коснулись большинства детских лагерей. Частично меры поддержки получили детские лагеря, которые являются туроператорами – таковых насчитывалось не более 5% от общего количества организаций отдыха детей и их оздоровления.

Вывод: возникший системный кризис – это кризис, созданный в большей степени искусственно в силу наличия предкризисного состояния, а также введением ряда ограничительных мер и «невключения» сферы детского отдыха в число наиболее пострадавших отраслей экономики. Данные ограничения и подходы были инициированы представителями органов власти и Роспотребнадзора (как федерального, так и регионального уровней).

Последствия кризиса до конца ещё не преодолены, они остаются актуальными до настоящего времени. То есть налицо незавершенный характер кризисных явлений. Введение в 2021 и 2022 г.г. кешбэка – это всего лишь поддержка родителей, определенным образом коснувшаяся и детских лагерей. Это мера, принятая в особых экономических условиях – без неё самостоятельное существование сферы детского отдыха вернется в своё предкризисное (или кризисное) состояние, а с учетом снижения покупательского спроса и роста цен на путевки в детские лагеря ситуация может стать ещё хуже. 

Любая экономическая система жизнеспособна, если она может существовать самостоятельно, в интеграции и взаимодействии с другими системами. В данном случае жизнеспособность сферы детского отдыха как самостоятельной системы остается под большим вопросом.